Искусство икебана
Икебана — это японское искусство создания композиций из сухих и живых цветов, листьев, веток и корней. Само название состоит из двух иероглифов: «икэ» — жизнь и «хана» — цветок. Чаще всего это переводится как «дать цветам новую жизнь» или «позволить цветам выразить себя».
Икебана как и бонсай зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. Этому искусству в Японии, как и искусству бонсай, учатся очень и очень долго, а потом чтобы стать мастером проходят ещё многие десятилетия.
До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях.
Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе. Кроме того, в букетах всегда символически изображается определенное время года. Лето показывалось с помощью пышно цветущих растений, плотных листьев, и сильных ветвей. Весну обозначали упругие, энергичные, но достаточно тонкие, изящные и деликатные голые или цветущие ветки, с бутонами цветов. Осень изображалась с помощью редких, тонких, изломанных ветвей, а для изображения зимы использовались сухие оголенные стебли и также увядающие цветы, травы или листья.
В искусстве Икебана используются не только цветы, но и веточки, прутья, листья. Сами цветы не являются главной составляющей икебаны.
Искусство икебана связана с эстетической категорией мудзё-но-аварэ - "печальное очарование вещей".
Есть легенда, в которой говорится, что после страшного урагана, уничтожившего в некой местности всю растительность, буддийские монахи пришли к статуе Будды с сломанной веткой и облетевшей листвой. Они возложили это к подножью скульптуры и помолились о том, чтобы природа возродилась. И вскоре произошло чудо - природа ожила, а местность вновь зазеленела и наполнилась жизнью.
С тех пор монахи стали создавать "букеты" в качестве подношения Будде и украшения храмов.
Спустя время икэбана распространилась в придворной и аристократической среде, а затем вошла в дома и жизнь обычных японцев, став неотъемлемой частью их жизни и интерьеров домов.
Отсюда же берёт начало и символизм, обязательно присутствовавший в средневековой японской икэбане. Как правило, композиция состоит из трех уровней растений:
• самая высокая и длинная ветка – син, обозначает Небо и обычно устанавливается вертикально,
• растение со стеблем средней длинны – соэ - располагается чуть под углом, по отношению к первой и символизирует Человека,
• самые же низкие или горизонтально стелющиеся растения – тай - в икэбане символически соответствуют Земле.