Живые миниатюрные деревья бонсай - история искусства
Об искусстве бонсай
Бонсай - это живые, формировавшиеся определенным образом десятками лет, карликовые деревья. По замыслу, они должны имитировать в миниатюре, наиболее интересных своих больших собратьев.
Перед мастером стоит задача не только уменьшить дерево, но передать его историю и “поэзию” существования. Пишется слово в два иероглифа 盆栽, означающие «дерево на подносе».
Искусство зародилось в Китае около 2000 лет назад, о чём свидетельствует множество старинных фресок. На настенных росписях в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) уже были изображены придворные, держащие в руках бонсай. Затем бонсай попал в Японию, где и довели это искусство до совершенства, разработав систему канонов.
В самом начале бонсай создавали представители знати, буддийские монахи и священники. Миниатюрные деревца считались предметом роскоши и дарились в качестве ценного подарка со смыслом. В японской культуре бонсай занял особое место. Сочетание пространственной миниатюрности и огромного времени, необходимого на создание каждого экземпляра, придавало бонсай ореол мистической загадочности. Ходили легенды, что если бонсай живет в доме несколько лет, то у хозяев дома развивается интуиция и способность предвидеть будущее, что спасает их от совершения многих ошибок.
В исконной религии японцев (синто) не было изображений божеств в образе человека. Божество для них – это Нечто, не имеющее человеческого обличья. Японцы могли поклоняться дереву, цветку, камню, месту и даже природному явлению. И бонсай был для них таким объектом, символом чистоты и просветления.
Вырастить бонсай можно из всех видов обычных деревьев, но оставаясь при этом высотой всего 40-80 см. Самому старому из живущих сейчас бонсай более 1000 лет! Дерево бонсай может прожить более сотни лет, украсив любой интерьер и стать талисманом вашего дома, знаменуя преемственность поколений.
Бонсай приносит счастье!
Стрижку бонсай некоторые считают одним из методов активной медитации дзен. Это требует созерцательности, сосредоточенности и определенной меры отрешенности. Считается, что при хорошей медитации мысли должны течь в том направлении, которые они сам изберут. Китайцы видя вселенную в двух измерениях космической энергии, которые они называют инь и янь. В деревце бонсай эта космическая энергия может быть постигнута через попытки найти равновесие и гармонию при создании формы кроны и ветвей. Очень важным является общее единство, поэтому при стрижке дерева должно учитываться большое количество факторов.Умении передать сущность предмета скромными средствами - это один из основополагающих принципов культуры карликовых деревьев.
Бонсай-это ещё и наслаждение сменой времён года. Разнообразие созерцания.
"Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы", - писал Ли Юй. Карликовые деревца на подносе уводили душу зрителя в странствие в бесконечный мир мечты и снов наяву. Малая форма творит чудеса: она заставляет свежим взором увидеть и оценить естественное, удивиться и поверить в то, что привычная, знакомая вещь может быть воистину удивительной. С деревом в миниатюре, изъятым из своего природного окружения, происходит примерно то же, что и со словом, изъятым из обыденной речи и помещённым в поэтический контекст - оно светится.
Кроме того, в Китае издавна верили в магическую власть маленького предмета, уменьшенную копию настоящего. Казалось, он концентрированно собирал в себе животворные токи природы, её творческую силу. Миниатюрный пейзаж на блюде или маленькое деревце служили талисманом для своего хозяина, были моделью и образом совершенной полноты бытия.
Одна легенда о происхождении бонсай гласит, что император династии Ханьшуй велел создать у себя во дворе миниатюрную копию – символ всей своей империи: города, реки, горы, холмы и озера. Для этого лучшие садовники поднебесной и он сам и приступили к созданию миниатюрных деревьев.
Еще одна история, относящаяся к «китайскому периоду» бонсай, по своему объясняет появление миниатюрных деревьев. Связана она с принятием около 60 г. н. э. буддизма при императорском дворе. Как известно, Гаутама Сиддхартха, Будда, обычно медитировал и читал проповеди под большими деревьями, которые после его смерти стали объектами поклонения. Чтобы не утруждать себя тяготами паломничества, китайская знать завела в своих парках копии «святых деревьев»: для этого садовники высаживали относительно молодые деревья и превращали их в уменьшенные копии священных оригиналов. Знатные китаянки, которые бинтовали по традиции свои ноги до кукольных размеров, ходить сами не могли, и поэтому для медитации слуги выносили их в парк. И тут один находчивый садовник пришел к мысли не даму носить к деревьям, а — деревья к даме. Он взял маленькое деревце и посадил его в чашу, удобную для переноски. Так, согласно одному преданию, родилось искусство пендзинг (бонсай).
Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи. В буддийской мифологии, которую восприняли в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растет дерево жизни. Весь мир — это сад Будды, а правитель в нем — садовник. Так что, выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император
По еще одной легенде бонсай появился вследствие того, что подавляющее большинство жителей были родом из деревни, поэтому из-за тоски по родным ландшафтам и нехватки земли в городах привела к появлению уменьшенных копий родных мест.
Говорят, что первый бонсай вырастил в фарфоровом сосуде великий китайский поэт и художник Ван Вэй.
Легенда о бонсай.
Некогда сегун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрел изнуренный путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, - путник сильно иззяб, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внес в хижину несколько великолепных бонсай. Это было все, что осталось у него от былого - растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замерзшего путника. Сегун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, на следующий день продолжил свой путь.
Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сегун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай - дар сегуна своему спасителю.
Стили Бонсай
Существует множество стилей бонсай, однако наибольшей популярностью пользуются:
Моёги — это оригинальное деревце, ствол которого обладает спиралевидной формой;
Икадабуки — растение с горизонтальным стволом;
Тёккан— горизонтальное деревце, ствол которого сужается ближе к макушке;
Сяккан— дерево, наклоненное в определенную сторону, словно от дуновения ветра;
Кенгай— необычный вид бонсай, ствол которого загибается вниз. Для того, чтобы обеспечить сбалансированность композиции, ветви располагаются горизонтально;
Хан кенгай имитирует форму деревьев, растущих на скале. Ствол располагается вертикально, затем в сторону и вниз;
Сёкан— деревце с двумя стволами. Один из стволов, более крупный, растет вертикально,а меньший находится ниже и слегка загибается в сторону;
Кабудати— композиция с множеством стволов (больше трех), образующий одну крону;
Исицуки— дерево, растущее из камня.